ПЕСОК
ЩЕБЕНЬ
БЕТОН

О ценности и использование вторичных сыпучих строительных материалов

Строительный бум последних лет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области привел к тому, что свободных земельных участков под жилые, торговые, промышленные, спортивные и развлекательной направленности объекты практически не осталось. Также не хватает мест под такие объекты городской и сельской инфраструктуры, как электрические и насосные станции, а также другие подобные строения, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. Пытаясь найти оптимальный выход из сложившейся ситуации, городские и поселковые власти идут по пути наименьшего сопротивления, и принимают решение о сносе отслуживших свой срок, аварийных или неиспользуемых по назначению зданий и сооружений, которых в Северо-Западном регионе России, впрочем, как и по всей стране, достаточно много. От такого решения проблемы выигрывают практически все заинтересованные в решении вопроса нехватки земли под строительства лица и организации — владельцы ветхого жилья получают новые или приобретенные на вторичном рынке квартиры и дома, застройщики развивают свой бизнес, а экологи констатируют сохранность флоры и фауны, существование которой было бы под большим вопросом, если бы в девственных природных местах развернулось масштабное строительство.

Как правило, сносом зданий и сооружений, на месте которых планируется возвести коттеджный поселок, многоквартирный дом, торговый центр или другое новое здание, занимаются специализирующиеся на предоставлении подобных услуг организации. Также немало предназначенных под снос зданий разбирают сами строительные компании, используя для производства работ собственную технику и персонал. И в том и в другом случае снос сооружения проходит примерно одинаковыми способами — механическим или взрывным. В первом случае, в разрушении зданий и сооружений участвует специальная техника, оснащенная различными съемными приспособлениями для демонтажа бетонных и железобетонных, кирпичных, деревянных и частей объектов из других строительных материалов. Данный метод занимает много времени и требует от исполнителя работ высокой квалификации, а также знания основных характеристик большинства строительных материалов. На снос зданий и сооружений взрывным способом требуется намного меньше времени, чем при механическом демонтаже. При этом, большая часть отведенного на производство работ времени приходится на подготовительный этап. Взрывотехники бурят в определенных местах строения шурфы, в которые закладывается заранее рассчитанный объем взрывчатого вещества, активация которого (взрыв) мгновенно разрушает здание или сооружение практически до основания.

Какой бы способ сноса старых строительных объектов не использовался, при проведении работ по их демонтажу всегда образуется большое количество отходов, которые до недавнего времени просто вывозились на свалочные полигоны. Однако, современные строительные технологии и тенденция к сокращению расходов на строительство привели к тому, что немалая часть, оставшихся после демонтажа зданий материалов, отправляется на предприятия по их переработке, специализация которых — выпуск товарных вторичных сыпучих строительных материалов. Данная категория стройматериалов включает в себя различные субстанции, на основных из которых мы остановимся подробнее.

  1. Бой бетона — производится путем дробления на объекте под снос или в дробильно-сортировочных комплексах бетонных, а также железобетонных изделий и частей зданий из этого материала. При производстве боя бетона непосредственно на площадке, исходный материал разрушается навесным на самоходных машинах инструментом, именуемым гидравлический молот. По доведении бетонных изделий и частей зданий до измельченного состояния, полученный бой избавляют от посторонних включений — арматура и различный строительный мусор. На этом этапе производство боя бетона практически заканчивается и он поступает в продажу. Изготовление боя в дробильно-сортировочных комплексах позволяет получать более качественный продукт, который характеризуется практически полным отсутствием посторонних включений, а также однородностью фракций. Бетонный бой используется при создании насыпей, при сооружении временных и постоянных подъездных путей, а также в качестве сырья для производства элементов зданий и сооружения из бетона. Помимо этого, бой востребован там, где необходимо организовать засыпку котлованов, ям, траншей или осушить небольшие водоемы или болота.
  2. Бой кирпича — представляет собой дробленный кирпич различных марок, который образуется при демонтаже кирпичных зданий и сооружений, а также при переработке отходов кирпичных производств и некондиционного кирпича. Поскольку исходный материал для боя является относительно хрупким строительным материалом, то для производства боя кирпича не требуется мощного дробильного оборудования. Изготовление готового к реализации кирпичного боя происходит непосредственно на месте сноса объекта, реже — на перерабатывающих комбинатах. Твердых посторонних включений в бое кирпича, в отличии от упомянутого выше бетонного боя, не так уж и много, поэтому на очистку кирпичного боя до товарного состояния уходит относительно немного время. Материал является довольно востребованным в современном строительстве, и используется в качестве наполнителя в изделиях из бетона, при сооружении фундаментов зданий, возводимых в «проблемной» местности, для засыпки ям, котлованов, траншей и других подобных искусственных или природных углублений, в том числе и наполненных водой — небольшие озерца, болота. Помимо этого, кирпичный бой идет сооружение дренажных систем, а также автомобильных стоянок и площадок, где он используется в качестве подсыпки.
  3. Асфальтовая крошка — довольно специфический вторичный строительный материал, получаемый путем переработки асфальтового покрытия дорог и различных площадок. Материал характеризуется практически полным отсутствием посторонних включений, а также возможностью его использования при сооружении новых асфальтовых покрытий. Сегодня рынок предлагает два вида крошки — полученная путем переработки асфальтового покрытия в дробильно-сортировочных комплексах и из под фрезы — рабочего инструмента самоходной машины, которая вскрывает старое или пришедшее в негодность покрытие дорог и площадок. Специалисты отмечают, что крошка из под фрезы имеет лучшие эксплуатационные качества, чем та, которая вышла с перерабатывающего предприятия. Как мы уже упомянули, асфальтовая крошка идет на сооружение новых дорог, а также при их, так называемом, латочном ремонте. Помимо этого, небольшая часть предлагаемой на рынке вторичных сыпучих строительных материалов крошки идет на засыпку траншей, ям, канав и других искусственных, а также естественных углублений.

Приобрести описанные в статье вторичные материалы можно у компаний-посредников или непосредственно на предприятиях, занимающихся сносом зданий и сооружений, а также переработкой полученных при их демонтаже отходов. В большинстве случаев бой кирпича, бетона и асфальтовая крошка реализуется машинными и вагонными нормами, однако, при желании можно найти компанию, которая предлагает эти материалы более мелкими партиями. Ценность для строительной отрасли вторичных материалов трудно переоценить. Их использование позволяет:

  • значительно сократить расходы на возведение новых зданий и сооружений;
  • сохранить окружающую среду, которую загрязняют просто вывезенные на полигон отходы, оставшиеся после демонтажа старых строительных объектов;
  • избавить города и поселения от уродливых развалин, снос которых в ряде случаев был бы нерентабельным;
  • обеспечить работой тысячи людей по всей стране, которые заняты в перерабатывающей промышленности.

Подводя итог можно отметить, что использование вторичных материалов несет выгоду не только частным компаниям и экологии регионов, а также государству в целом, которое в последнее время стало уделять больше вниманию рынку описываемой строительной продукции и ее массовому производству.